Литературный час «Всю жизнь любил он рисовать войну»
Константин Михайлович Симонов – советский поэт и писатель, драматург и публицист, военный корреспондент фронтовых газет, прошедший всю войну, побывавший почти на всех фронтах и закончивший войну в Берлине.
28 ноября 2023 года Константину Симонову исполнилось бы 108 лет.
Ко дню рождения писателя 11 декабря в районной библиотеке был приурочен литературный час «Всю жизнь любил он рисовать войну» для учащихся 8-го класса Еланской СОШ №2. Это строчка из одного из стихотворений поэта. Едва ли не все, что было сделано Симоновым в поэзии и в прозе, в драме и в публицистике, так или иначе посвящено войне.
В июне 1941-го года Симонов был призван в действующую армию на западный фронт собственным корреспондентом газет «Красная звезда», «Правда», «Комсомольская правда», «Боевое знамя», получив звание интенданта 2-го ранга. В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 г. – звание подполковника. Закончил войну Симонов в звании полковника.
Симонов был одним из тех, кого редакции газет «бросали» с одного самого трудного участка фронта на другой – от Баренцева до Черного моря. И знали, что он всегда проберется в пекло боя, не остановится перед любыми трудностями и выполнит задание.
Прошло совсем немного времени, и он стал не только любимым поэтом, но и популярным журналистом на фронте и во всей стране. За четыре года войны около 30 раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт.
В июле 1941 года по заданию редакции К.Симонов с фотографом Трошкиным выехали на линию фронта к Могилеву, где в те дни шли тяжелые бои. Для Симонова это была первая военная командировка. Под вечер 11 июля журналисты прибыли в город и узнали ошеломительную новость: на подступах к городу на Буйничском поле во время ожесточенного одночасового боя защитники города подбили и сожгли (используя бутылки с горючей смесью) 39 фашистских танков и отстояли рубеж обороны.
С самого начала войны советская пресса не раз писала об уничтоженной вражеской технике, но фотографии еще ни разу не публиковались. И на завтра ради сенсационного репортажа военкоры отправились на место событий.
Для прикрытия на время съемок им дали взвод автоматчиков – из ближнего леска в любой момент фашисты могли открыть огонь, но журналистам повезло, и заветные снимки были сделаны без помех.
Впервые с начала войны были получены фотографии поверженной военной техники. Теперь нужно было как можно скорее доставить в Москву ценнейшую на тот момент информацию.
На стареньком пикапе военкоры чудом вырвались из кольца окружения Могилева. И уже 20 июля «Известия» вышли с сенсационным репортажем – панорама десятков подбитых вражеских танков наглядно демонстрировала, что неуязвимость гитлеровских войск – миф. У стендов с «Известиями» в те дни собирались огромные толпы читателей, люди ликовали, это было лучше всякой агитации.
Пробираясь на стареньком пикапе по проселкам Могилевщины и Смоленщины, молодой горожанин, корреспондент столичной и армейской газет, впервые близко увидел деревню, деревенскую жизнь, деревенских людей. Увидел в беде и горе.
«Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, — напишет Симонов, — насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому». Это из дневника, опубликованного значительно позже.
А тогда, в 41-ом, 42-ом годах Симонов свои чувства выразил в стихах «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Безымянное поле», «Если дорог тебе твой дом», о котором Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян сказал: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза: оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер».
Однажды во время очередной командировки на Южный фронт – был декабрь 1941 года, бойцы попросили Симонова прочесть что-нибудь из новых стихов. Военкор стал читать, словно ведя с кем-то интимную беседу:
— Жди меня, и я вернусь…
Первоначально стихотворение не предназначалось для публикации — как слишком личное. Симонов вспоминал: «Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах…».
А вскоре, можно даже назвать точную дату: 14 января 1942 года, стихотворение «Жди меня…» опубликовала газета «Правда». «Жди меня…» со страниц газеты потрясло всю Россию. А Симонов с этого времени стал обладателем одного из самых громких литературных имен.
Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями – люди военного поколения отлично это помнят.
Все годы войны Симонов поражал своей работоспособностью. По свидетельству Николая Тихонова, он писал «в походе, на машине, в блиндаже между двух боев, в ходе случайного ночлега под обгорелым деревом, занося в блокнот увиденное».
Во фронтовом дневнике Симонов рассказывал, как «без отлучки от колес» сочинял «Корреспондентскую застольную». Ехал в открытом «виллисе», сидел, закутавшись в бурку. На холодном ветру неохота даже вытащить руку. И он бубнил себе под нос, сочинял, а потом зубрил только что сочиненные строфы, чтобы закрепить в памяти их все, начиная с первой.
Водитель решил, что подполковник тронулся умом – всю дорогу громко разговаривал сам с собой. По приезду водитель сигнализировал в санчасть штаба полка. Недоразумение было выяснено. Вскоре композитор Матвей Блантер написал музыку на это стихотворение. «Корреспондентская застольная» зазвучала в исполнении Леонида Утесова.
Перу Симонова принадлежат лирические стихи и поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии, мемуары и дневниковые записки. Он постоянно выступал в печати как публицист и литературный критик. Самое замечательное из написанных им в этих жанрах составило одиннадцать томов Собрания сочинений.
Пятнадцать лет писатель работал над трилогией «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето».
«Это самое капитальное из того, что написано о войне», — писал Алексей Сурков.
Когда вышел роман «Живые и мертвые», книга задела миллионы людей. За ней образовалась очередь в библиотеках, ею восхищались, она порождала жаркие споры. Так было и с двумя другими книгами трилогии.
Повесть Симонова «Дни и ночи» рассказывает о страшном положении Сталинграда и нашей армии в октябре и ноябре 1942 года, о первом этапе Сталинградской битвы – оборонительном. Читая это произведение, мы становимся свидетелями битвы в Сталинграде, где военные действия велись за каждую улицу, за каждый дом.
В повести показан и тот переломный, судьбоносный момент, когда начинается второй этап великой битвы – наступательный, в результате которого в феврале 1943 года наши войска выбьют противника с вершины Мамаева кургана, 61 и 62 армии соединятся и начнется наступление советских войск.
Кончилась война, Симонову нет еще и тридцати. Работавший всю войну, не зная отдыха и передышек, он и теперь не имеет времени, чтобы оглянуться.
«По первому зову, по первому ночному звонку из редакции, — писал о нем поэт П. Г. Антокольский, — он мог сорваться куда угодно – на Крайний Север и на Дальний Восток, в Среднеазиатские республики – лишь бы своими глазами увидеть заново строящийся мир…». Симонов объездил полсвета. Побывал в Германии, США, Японии, во Вьетнаме и многих других странах. Его отличали любознательность, писательский и общественный темперамент.
После войны Симонов продолжал писать и заниматься множеством разных дел. По его инициативе были организованы в доме писателей выставки, создан музей-квартира Блока в Петербурге, сохранена квартира Маяковского в Москве, и многое, многое другое. Он помогал, и помогал людям: ветеранам войны, начинающим писателям, просто человеку, обратившемуся к нему за помощью.
Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года.
По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого.
Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах – обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом.
Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.
В завершении мероприятия учащихся познакомили с книжной выставкой «На фронтовых перекрестках Симонова», на которой были представлены книги о жизни и творчестве писателя, воспоминания о нем его современников, а также произведения автора.
Очередное заседание клуба по интересам «Кинопанорама» было приуроченное ко дню рождения советского поэта и писателя Константина Симонова.
Встреча любителей ретрофильмов прошла в формате «литературного портрета». Для более близкого знакомства с автором, членам клуба были показаны фрагменты из фильмов, снятых по произведениям писателя и кадры документальной хроники.
Особый интерес у членов клуба вызвал период жизни Симонова, когда судьба свела его с актрисой театра имени Ленинского комсомола Валентиной Серовой. Они прожили вместе 15 лет. Именно в эти годы Симонов имел огромный успех в стране. Он много стихов посвящал своей музе. Все они вошли в сборник «С тобой и без тебя».
Оказалось, многие гости мероприятия хорошо знакомы с творчеством Константина Симонова: декламировали его стихи наизусть, рассказывали о малоизвестных фактах из жизни писателя.
Заседание клуба прошло в теплой дружеской обстановке. Члены клуба выразили общее мнение, что любовную лирику Константина Симонова и его пронзительные стихи о войне, хочется перечитывать вновь и вновь.