«Театр русских нравов»
Литературный портрет Великого русского драматурга А.Н Островского
«Моя задача— служить русскому драматическому искусству».
А. Н. Островский
Александр Николаевич Островский – русский литературный деятель, драматург, театральный сценарист. Великий человек, чей вклад в развитие отечественной литературы, театральной драматургии и режиссуры переоценить невозможно, 200 — летний юбилей, которого отметили в России 12 апреля 2023 года.
Творчество выдающегося русского литератора А.Н. Островского оставило мощный след в развитии отечественного драматического театра. Его произведения составляют основу театрального репертуара России, а созданные им образы – властолюбцы, лицемеры, жадные купцы, чиновники, помещики, богомольцы и служанки стали отражением так хорошо знакомых всем типажей.
Великий драматург родился 12 апреля 1823 года в историческом районе столицы – Замоскворечье. Его отец был выпускником Костромской семинарии и Московской духовной академии, куда поступил по семейной традиции – родитель Николая Федоровича был священником. По каким-то причинам духовной деятельностью не занялся, а стал государственным служащим в суде – вел имущественные и коммерческие дела. Впоследствии стал коллежским асессором.
Параллельно отец семейства занимался частной адвокатурой. Постепенно Николай Федорович значительно продвинулся по служебной лестнице, ему повысили жалование, и семья смогла перебраться из небольшой квартиры в добротный и просторный дом.
Карьера Николая Островского шла в гору, он получил дворянское звание, посвятил себя частной практике и зажил на доходы от предоставления услуг богатым купцам. В его собственность вошло несколько имений, и к финалу трудовой деятельности он перебрался в Костромскую губернию, в село Щелыково, где стал помещиком.
Мать писателя – Любовь Ивановна, была дочерью церковных служителей. Она скончалась, когда Александру пошел девятый год. Отец остался с четырьмя детьми один, но недостатка в чем-либо семья не испытывала. На тот момент Николай Федорович уже занимал высокое положение в обществе.
Через пять лет, после смерти матери Александра, отец женился во второй раз, и у ребят появилась мачеха – дочь шведского аристократа баронесса Эмили фон Тессин. Женщина оказалась глубоко добропорядочной и заботливой по отношению к детям супруга. Островские находились на домашнем обучении, и Эмили активно участвовала в их образовании. Она немало поспособствовала освоению детьми иностранных языков и знанию устройства европейских государств. Впоследствии Александр смог гордится тем, что в совершенстве владеет несколькими языками, в том числе и древними.
Детские и частично юношеские годы Саши прошли на Малой Ордынке, в самом сердце Москвы. Его отец держал солидную библиотеку, благодаря которой мальчик с малых лет многое узнал о русской литературе. Он чувствовал, что его предназначение в писательстве, но родитель прочил сыну карьеру юриста.
Дом музей знаменитого драматурга А.Н. Островского в Москве.
В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию, после окончания, которой по настоянию отца стал студентом юридического факультета столичного университета. Учебное заведение юноша окончить не смог – провалил экзамены по римскому праву. Островскому пришлось написать заявление на отчисление из университета. В 1843 году по протекции отца молодой человек устроился на должность канцеляриста в Совестный губернский суд. В общей сложности в столичных судах Александр проработал около семи лет. Поначалу он получал довольно скромное жалование – четыре рубля в месяц, но став служащим Коммерческого суда начал зарабатывать 16 рублей. Суть его работы заключалась в разрешении имущественных и коммерческих споров между торгующими крестьянами, мелкими дворянами, купцами, простыми горожанами. Судить «по совести» приходилось родственников, оспаривающих наследство и людей, оказавшихся в долговой яме.
Самые интересные, выдающиеся эпизоды он тайно записывал в свой блокнот. Через годы эти записи стали называть нетленными произведениями великого русского драматурга. Параллельно с государственной службой Островский совмещал и творческий процесс, находя время для работы над пьесами.
Ранние работы автора были своеобразным подражанием стилю Белинского и Гоголя, которые были его кумирами. К 1846 году из-под его пера уже вышло несколько произведений, основанных на историях из его жизни и службы. Самая яркая работа тех лет – пьеса «Несостоятельный должник», более известная сейчас, как «Свои люди – сочтемся!».
В основе сюжета – купец Самсон Большов, который из-за финансовых трудностей решил объявить о своем банкротстве и таким образом не отдавать деньги кредиторам. В итоге он сам стал жертвой обмана со стороны собственной дочери Липочки и ее мужа, которые обобрали его и отправили за решетку.
Дебютными же стали публикации «Записки замоскворецкого жителя» и «Картина семейной жизни», напечатанные в «Московском Городском Листке». Однажды Александр прочел одну из пьес своим гостям, среди которых был уважаемый профессор С. П. Шевырев. Академик был так впечатлен произведением, что назвал Островского «новым драматическим светилом в отечественной литературе».
Когда комедию «Свои люди – сочтемся!» опубликовали в журнале «Москвитянин», к Александру Николаевичу пришла широкая известность. Авторами произведения обозначили «А. О.» и «Д. Г.», вторые инициалы скрывали фамилию и имя начинающего актера Дмитрия Горева-Тарасенкова, который предложил Островскому попробовать совместное творчество. Сотрудничество ограничилось единственной сценой, но впоследствии злые языки обвинили писателя в присвоении чужого творческого труда. Тем не менее, пьесу восторженно оценили литераторы Николай Гоголь и Иван Гончаров, которые впервые познакомились с ней, находясь в гостях у автора. Нашлись и те, кто не на шутку обиделся, узнав себя в персонажах произведения. Купцы объявили Островскому настоящую войну. Оскорбленные они обратились с жалобой к высоким чинам, в результате чего комедию не допустили к постановке, а автора и вовсе уволили со службы. Благодаря связям, а возможно и взяткам, пьеса Александра Николаевича была запрещена. Ставить ее никто не решался.
Островского внесли в перечень «неблагонадежных» авторов, что сделало его положение невыгодным. Ситуацию усложнил брак драматурга с мещанкой Агафьей Ивановной, который не благословил отец. Островский — старший отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду. Даже сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы и с 1851 года полностью посвятить себя литературе. По личному указанию государя Николая I над Островским был установлен полицейский надзор, который сняли только с приходом к власти Александра II. Пьесу разрешили ставить лишь в 1861 году.
Несмотря на временную опалу, автор продолжал трудиться. Первой пьесой, которая пробилась на театральную сцену, стала «Не в свои сани не садись». Работу над ней автор закончил в 1852 году, а уже зимой 1853-го она появилась на подмостках Малого театра. Эту работу он отдал режиссерам совершенно бесплатно. Более того, Островский лично принимал участие в репетициях, помогая актерам вживаться в их роли. В произведении повествуется об отставном кавалеристе, который при помощи брака по расчету хочет достичь финансового благополучия. Эта пьеса и вышедшая следом «Бедность не порок» совершили самую настоящую революцию в мире театра.
Произведение «Бедность не порок» Александр Николаевич посвятил поэту, актеру Прову Михайловичу Садовскому, с которым познакомился во время репетиций в Малом театре. В основе пьесы – история купца Торцова, ищущего для дочери выгодную партию. По случайному стечению обстоятельств, вместо того, чтобы благословить брак с богачом, он выдает дочь за бедняка. Эта работа стала последней, опубликованной в журнале «Москвитянин» — в 1856 году из-за конфликта на финансовой почве Островский разорвал все отношения с издательством и перешел в «Современник».
Более десяти лет московские и петербургские театралы наслаждались новыми пьесами Островского, посещая Малый и Александринский театры. Пьесы Островского были принципиально новым для российского театра явлением. В отличие от высокопарных, пафосных постановок на малопонятные темы, произведения драматурга характеризовались простотой изложения и вполне обыденными, ясными даже необразованному крестьянину ситуациями.
За описание провинциального быта Островского прозвали «Колумб Замоскворечья»: он показал статусной столичной публике, что жизнь, и не менее кипучая, чем у них, есть и за пределами Санкт-Петербурга. Отечественный театр получил мощный толчок в развитии. Однако особенности пьес Островского требовали от актеров совсем другого подхода. Автор много раз принимал участие в репетициях, стараясь помочь артистам освоить новые принципы игры.
Публике было интересно посмотреть на сцены из простой жизни, поэтому от организаторов требовался совершенно иной актерский подход. От декламации и откровенной театральности пришлось отказаться – вместо них показывалась естественность существования в определенных жизненных обстоятельствах.
В это же время великий князь Константин Николаевич командировал талантливых писателей изучать и описывать различные уголки Российской Империи, как в разрезе промышленности, так и в бытовом отношении. В литературно-этнографической экспедиции Александру Николаевичу достался обширный участок Волги. Он побывал в таких русских городах, как Торжок, Ржев, Тверь, Городня, Осташков и многих других. Путешествуя по глубинке, литератор описывал особенности быта и нравов местных жителей, их промысловую деятельность, убранство жилищ, диалекты.
Самое начало экспедиции выдалось для драматурга неудачным: лошади, которые везли Островского, вдруг понесли, и тарантас перевернулся. Писатель получил несколько сложных переломов и был вынужден несколько месяцев проходить лечение. За это время родилась новая пьеса – «Доходное место».
В ходе поездки автор постоянно вел записи, слушая истории местных купцов. Одна из них стала основой для пьесы «Не сошлись характерами» о супружестве разорившегося дворянина и дочери богатого купца. Вскоре свет увидело и произведение «Воспитанница» о богатой помещице Уланбековой, которая возомнила себя благодетельницей.
Первое двухтомное собрание произведений Островского было опубликовано в 1859 году при поддержке графа Кушелева-Безбородко. Эти сочинения получили высочайшую оценку Николая Добролюбова и закрепили за ним репутацию изобразителя подноготной общества.
Через год была издана знаменитая «Гроза», после чего Добролюбов написал рецензию в виде статьи «Луч света в темном царстве». В 1863 году за произведение «Гроза» Александру Николаевичу вручили Уваровскую премию и избрали членом-корреспондентом в Петербургскую академию наук.
1862 год ознаменовался путешествием по Европе. Писатель посетил Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию. В 1865 году он оказался в числе основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли талантливые российские артисты: Садовский, Стрепетова, Писарева и другие.
В 1866 году Островский стал основателем Артистического кружка, выходцы из которого впоследствии талантливо выступали на столичных сценах. В доме Александра Островского можно было встретить Ивана Тургенева, Дмитрия Григоровича, Федора Достоевского, Льва Толстого, Петра Чайковского, Ивана Гончарова, Михаила Салтыкова-Щедрина и многих других представителей творческих профессий.
В конце 1870-х драматург начал изучать Смутное время и вел переписку с историком Н. И. Костомаровым. Результатом трудов стали «исторические хроники в стихах»: «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева», «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук» и другие.
В 1868 году в петербургском Александринском театре состоялась премьера постановки «На всякого мудреца довольно простоты». В центре сюжета – карьерист Егор Глумов, который добивался продвижения по службе при помощи связей. Тем временем он вел дневник, в котором высмеивал своих протекторов.
История Глумова на этом не закончилась, найдя свое продолжение в следующем произведении автора под названием «Бешеные деньги». Герою пьесы не удалось устроить карьеру в России, и он решил уехать за границу с богатой барыней преклонного возраста. Молодой человек рассчитывал унаследовать ее состояние. Эта работа была опубликована на страницах журнала «Отечественные записки» в 1870 году.
Через год Александр Островский закончил пьесу «Лес» о состоятельной и деспотичной помещице, которая выбрала для своей племянницы выгодного жениха. В этот же период родились еще две работы – «Не все коту Масленица» и «Не было ни гроша, да вдруг алтын». В 1870-м Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.
В 1873 году комиссия управления столичными театрами заказала писателю детскую сказку. Так на свет появилась «Снегурочка», музыку к которой создал Петр Чайковский. В то время в Малом театре шел ремонт, и его труппа на время объединилась с коллегами из Большого театра. По этой причине была необходима такая пьеса, где могли бы участвовать оперные певцы, драматические артисты и танцоры балета. Как вспоминал впоследствии Чайковский, работать с Островским было очень легко. Петру Ильичу так понравился текст автора, что музыку к произведению он написал за считанные дни.
Вскоре в «Отечественных записках» была опубликована пьеса «Волки и овцы», которую через несколько месяцев показали со сцен Малого и Александринского театров. Не успела отгреметь премьера, как актеры начали репетировать следующие постановки, созданные Островским – «Последняя жертва» и «Правда – хорошо, а счастье лучше».
За всю жизнь драматург создал 54 пьесы, переводил произведения зарубежных классиков: Гольдони, Сервантеса, Шекспира. К популярным произведениям автора относятся: «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые» и другие пьесы. Биография писателя была тесно связана с литературой, театром и любовью к Родине.
В 1879 году свет увидела знаменитая «Бесприданница», через сто лет экранизированная советскими кинематографистами. В пьесе идет повествование о красавице Ларисе Огудаловой, от состояния семьи которой остался лишь дворянский титул. Девушка влюбилась в богатого помещика Паратова, который во время поездки за границу обвенчался с другой. Раздавленная Лариса решила выйти замуж за неприятного Карандышева, который клянется в любви и обещает ее матери улучшить материальное положение семьи. Все заканчивается трагично – в порыве ревности жених выстрелил в будущую супругу. Фабула для пьесы была взята из реальной криминальной хроники тех лет – в Костромской губернии произошел похожий случай.
Удивительно, но премьеру «Бесприданницы» зритель встретил прохладно. В «Русских ведомостях» опубликовали нелестную рецензию, в которой говорилось, что Островский утомил даже самую наивную публику. Сам автор объяснил неудачу тем, что произведение несколько опередило время – основным акцентом он хотел сделать не действие, а характер главной героини.
В Обществе русских драматических писателей и оперных композиторов, основанном в 1874 году, Островский оставался руководителем до конца своих дней. Он возглавлял комиссию, пересматривающую законы во всех сферах театрального управления. Ему удалось добиться многих положительных реформ и улучшить положение актеров. Через год писатель был назначен на должность заведующего репертуарами столичных театров и занял пост директора театрального училища.
Зимой 1881 года драматург закончил работу над пьесой «Таланты и поклонники», сюжет которой развивается вокруг молодой актрисы, главная мечта которой – театральная слава и деньги. Комедия была опубликована в «Отечественных записках». Помимо написания пьес, автор занимался переводами произведений зарубежных классиков.
Через два года Островский в компании брата Михаила отправился путешествовать на Кавказ. Именно там он начал трудиться над произведением «Без вины виноватые», на которое, по его собственному признанию, было затрачено много времени и сил.
Хотя постановки по пьесам Островского приносили хорошую кассу и по распоряжению императора Александра III ему платили 3 тысячи рублей ежегодной пенсии, финансовые проблемы тяготили его до конца жизни. Здоровье подкосилось, и воплощать задуманные планы становилось все сложнее. Работа практически без отдыха нанесла непоправимый вред организму творца.
Личная жизнь русского драматурга и писателя.
Творчество Островского оказалось не менее интересным, чем его личная жизнь. Он состоял в гражданском браке с супругой Агафьей Ивановной 20 лет. Они познакомились в 1847 году. Агафья вместе со своей юной сестрой поселилась неподалеку от дома писателя. Одинокая девушка стала избранницей драматурга. Никто не знал, как они познакомились. Отец Островского был против этой связи. После его отъезда в имение Щелыково молодые люди стали жить вместе. Гражданская жена была рядом с Островским независимо от того, какая драма происходила в его жизни. Нужда и лишения не погасили их чувств.
Ум и сердечность Островский и его друзья особенно ценили в Агафье Ивановне. Она славилась гостеприимством и пониманием. Супруг часто обращался к ней за советом, работая над новой пьесой. Их брак не стал законным даже после кончины отца писателя. Дети Александра Островского были незаконнорожденными. Младшие умерли в детском возрасте. В живых остался старший сын Алексей.
В 1959 году Александр Николаевич Островский встретил актрису Любовь Косицкую-Никулину, которая сыграла роль Катерины в премьерном спектакле «Гроза». Завязался роман. Жена драматурга знала об измене мужа, но стойко переносила случившееся, ни разу его не упрекнув. Но вскоре артистка предпочла писателю богатого купца, который промотал все ее состояние. Прожив в гражданском браке почти 20 лет, в 1867 году жена писателя скоропостижно умирает. Где находится могила женщины, неизвестно. После кончины супруги Островский два года жил один.
После смерти жены Александр Николаевич Островский встретил актрису Марию Васильевну Бахметьеву, которая стала первой официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек Марию и Любовь и четырех сыновей Александра, Михаила, Сергея и Николая. Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.
В последние годы жизни литератор чувствовал себя плохо. Здоровье Островского истощалось пропорционально нагрузке, которую писатель брал на себя. Он вел бурную общественную и творческую деятельность, но все время оказывался в долгах. Постановки пьес приносили немалые сборы. Также Островский имел 3 тыс. рублей пенсии, но этих средств постоянно было недостаточно.
Плохое материальное положение не могло не влиять на самочувствие автора. Он находился в заботах и хлопотах, которые сказывались на работе сердца. Активный и живой, Островский был в веренице новых планов и идей, требующих скорейшего воплощения.
Многие творческие задумки не реализовались из-за ухудшения здоровья писателя. 2 июня 1886 года он скончался в костромском имении Щелыково. Причиной смерти считают стенокардию.
Похороны драматурга прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора расположена на кладбище церкви Николая Чудотворца.
Похороны писателя организованы за счет пожертвования, которое приказал сделать император Александр III. Он передал родственникам почившего 3 тыс. рублей и такую же пенсию назначил вдове Островского. На воспитание детей писателя государство выделяло 2400 рублей ежегодно. Впоследствии семейный некрополь стал местом захоронения вдовы писателя и его дочери.
Вскоре после кончины литератора по инициативе Московской думы была организована общественная читальня имени Островского. Произведения Александра Николаевича Островского неоднократно переиздавались. Количество переизданий произведений писателя не поддается подсчету. Мастер стал не просто знаковой, но и ключевой фигурой в развитии русской классической литературы и театральной драматургии. Плоды его великолепного творчества до сих пор живут – его пьесы ставят не только в России, но и на сценах ведущих мировых театров. Александр Николаевич внес бесценный вклад в литературный жанр, актерское мастерство и театральную режиссуру.
Книги, в которых собраны пьесы Островского, расходятся большим тиражом спустя несколько десятилетий после его смерти, а произведения разобраны на цитаты и афоризмы.
Цитаты
Чужая душа – потемки.
Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдится.
Да ведь ревнивые люди ревнуют без всякого повода.
Пока человека не знаешь, так ему и веришь, а как узнаешь про дела его, так по делам ему и цена.
Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями.
В заключение мы предлагаем вам совершить видеоэкскурсию в усадьбу А.Н. Островского Щелыково.
Щелыково. Усадьба А.Н. Островского. Родина Снегурочки