БЛОКАДА. ДЕТИ. ЛЕНИНГРАД
Семьдесят восемь лет назад, 27 января, от фашистской блокады был полностью освобожден Ленинград. Мы не могли оставить без внимания эту важную дату и сделали подборку изданий, рассказывающих о блокаде юным читателям.
О детях в блокадном Ленинграде в страшные 1941 — 1944 гг. и позднее написано много разных книг. Часть их написали сами дети — выжившие, выросшие, повзрослевшие, они оставили воспоминания о детстве в блокированном городе. Диалоги с детьми-блокадниками, интервью с ними и отрывки из их дневников помещены в многочисленные сборники, посвящённые периоду ленинградской блокады. Есть и художественная литература о детях и нередко даже предназначенная для детей, для ровесников тех, кто голодал, замерзал, выживал в городе на Неве.
В нашем списке книги разных жанров и для разных возрастов: сказки, сборники рассказов, повести. Но главное, персонажи большинства этих книг — дети. Храбрые, суровые, слишком рано повзрослевшие, настоящие герои.
Уважаемые друзья! Предлагаем вашему вниманию обзор художественной литературы о блокаде Ленинграда…
Автор – известный детский писатель, участник Великой Отечественной войны – рассказывает о блокаде Ленинграда: «Блокадный хлеб», «Таня Савичева», «Буханка» и другие рассказы. В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада. 900 дней и ночей находился Ленинград в осаде. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.
Она не ходила в атаки. Она не стреляла во врагов. Она не добывала с риском для жизни разведданные. Она не минировала мосты. Она даже не работала. Она вообще ничего не делала. Только сидела в тылу и ждала, пока другие всё сделают за неё. Чтобы победить, ей достаточно было выжить. Выжить в тылу, не на фронте. Всего лишь выжить. Это ведь так просто, это так сложно – верно? Верно?
В сборник включены рассказы, стихи, очерки О.Берггольц, М.Дудина, В.Инбер, Л.Пантелеева, Л.Успенского и других известных писателей, поэтов, журналистов, а также воспоминания очевидцев героической обороны Ленинграда. В этой книге — рассказы, стихи, газетные статьи, странички дневников, воспоминания… Можно сказать иначе: в этой книге — документы. Авторы этой книги — солдаты и офицеры Ленинградского фронта, школьники блокадных лет, их учителя, главный механик хлебозавода и шофер Дороги жизни, военный корреспондент и блокадный почтальон… Каждый из авторов видел войну, прошел через все трудности жизни в осажденном городе, знает бомбежки и артиллерийские обстрелы, голод и промерзшие насквозь стены домов. Сдержанность и документальность, характерные для книги, только усиливают эффект участия читателя в тех страшных событиях: вы на унылых улицах, в пустых магазинах и под непрекращающимся градом бомб.
Книга Елены Верейской «Три девочки» уже стала классикой. Это история подруг, переживших блокаду Ленинграда и вынужденных столкнуться с недетскими трудностями. А графические и необыкновенно эмоциональные рисунки Нины Носкович, дополняя повествование, проведут читателей рядом с главными героями от первой и до последней страницы.
Повесть состоит из двух частей. В первой, довоенной, мы знакомимся с Наташей, Катей и Люсей, а также со всеми жильцами большой и дружной коммунальной квартиры. Вторая часть показывает нам, как любимые герои переживают военное время. Это время страшно и тем, кто на фронте, и тем, кто в тылу переживает блокаду. Девочки очень быстро взрослеют, даже легкомысленная Люся становится ответственным человечком. Кое-кто из мужчин сражается на фронте, в то время как матери заботятся и о детях, и о стариках (своих родных соседях) и работают в госпитале. Доктор почти всю свои продукты отдает малышу Ванечке, боясь, чтобы тот не умер. Каждый из членов дружной коммунальной семьи в первую очередь заботится о других, старается помочь, чем сможет, поддержать и вселить надежду, сам при этом искренне веря в Победу! Блокада, описанная в повести, показывает, какими людьми являются все наши герои, что они не только герои книги, но и герои в прямом смысле. Отвага, доблесть, ответственность и доброта – все эти качества присущи и девочкам, и взрослым.
Книги известного писателя Валерия Воскобойникова, лауреата Премии правительства России в области культуры, о блокадных детях и защитниках нашего города, в прошлые десятилетия издавались много раз.
Эта книга объединяет три документальные повести Валерия Воскобойникова: «900 дней мужества», «Василий Васильевич» и «Оружие для Победы». Сборник назван по произведению о заводе, снабжавшим фронт оружием: все ленинградцы – и работавший на оборонном заводе Василий Васильевич, и погибавшие от голода и холода женщины и дети – приближали нашу победу. Мы узнаем, как пятнадцатилетняя Даша Пахомова становится бойцом комсомольского бытового отряда, Вася Иванов в 14 лет собирает пулеметы «Максим» для отправки их на фронт, а Гриша Ефремов вместе с другими подростками вытачивает детали для военных самолётов. Дети становятся героями, которые каждый день преодолевают себя и обстоятельства, жертвуют собой, переживая невероятные для их возраста чувства и эмоции.
Ещё одна непростая книга о времени, которого лучше бы не было, совсем.
Трогательная, по-детски непосредственная повесть о блокадных днях – таких, какими их видит маленький Миша, оставшийся вместе с родителями в осаждённом Ленинграде, не только раскрывает перед читателем приметы времени и рассказывает, «как это было», но и учит быть сильным: ведь не каждый день болеешь «очень милой скарлатиной» или пробуешь ходить с костылём, потому что у тебя осколочное ранение. И, конечно, гордиться настоящими героями: Мишкиной мамой, которая сама может разминировать фугасную бомбу, или милиционером Иваном Фёдоровичем Блинчиком, который, что бы ни случилось, не бросает свой пост. Да и сам Мишка и его друзья, решившие давать представления для раненых солдат, чтобы поддержать их – чем не герои?
Рассказы Веры Карасёвой посвящены детям блокады, которые оставались детьми, несмотря на выпавшие на их долю лишения и тяготы.
Они помогали младшим. Поддерживали взрослых. Спасали друг друга. Надеялись на чудо. И чудо иногда стучалось в их дверь. Находилась еда. В дом приносили вязанку дров. Увеличивался хлебный паёк. В Новый год приезжал Дед Мороз и дарил подарок. Крапивы вырастало столько, что хватило бы на тысячу борщей.
Иллюстрации А. Резниченко передают характер героев: замерзающих, голодных, но не сдавшихся, не утративших мужества и верящих в то, что настанет весна, а следом за ней придёт и Победа.
Рассказы и повесть, вошедшие в сборник, автобиографические, автор сам пережил блокаду, перенес тяготы голода и холода, стал свидетелем гибели родных и друзей. В сборник вошли лирико-драматическое повествование о жизни ребят в блокадном Ленинграде – повесть «А потом началась война» и рассказы. Правдиво и просто рассказывают они о понятных юному читателю вещах: о мальчишеской дружбе и первой любви, о родительском самопожертвовании – и сложности взаимопонимания, о силе и благородстве — и о слабости и низости; одним словом, о детстве и юности, пришедшихся на годы Ленинградской блокады. Настоящими героями становятся те, кто в самом отчаянном положении находит в себе силы жить, бороться и верить. Подростки в книге прошли страшнейшее испытание – блокаду Ленинграда. Голод, холод, смерть друзей, работа на износ – такими стали их детство и юность. Но даже на войне жизнь продолжается, и юные герои повести и рассказов влюбляются, дружат, спорят и надеются на победу, на весну, на мир.
Документальная повесть о Тане Савичевой, ленинградцах и блокадном городе. Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город… «Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей, обжег и мое сердце, – пишет в предисловии автор. – Я решил рассказать о былом и отправился последам горя, безмерных страданий, безвозвратных потерь. …Итак, жила-была девочка. Звали ее Таня Савичева…» Жизнь одного ребенка. Детство, сломленное потерей родных. А вся боль, весь ужас порой могут уместиться всего в трех коротких фразах маленькой девочки: «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Это страшная книга. Но её необходимо читать, чтобы знать, чтобы помнить.
Повествование в книге «Должна остаться живой» ведется от лица одиннадцатилетней Майи. Отсюда и искреннее удивление тем вещам, мимо которых взрослые пройдут и не заметят, отсюда и забота о новорожденном котенке, когда вокруг уже начали охоту на подвальных крыс. Военная обстановка не мешает маленькой героине предаваться мечтаниям. Будучи любопытной, она задает множество вопросов, раздражая своей глупостью окружающих. Но глупыми для девочки становятся именно они — очерствевшие взрослые. Она не понимает их подлые поступки и что для выживания надо воровать и обманывать. Майя — чистая душа, которую запах обычного чая уносит в убаюкивающие довоенные воспоминания об играх, о том, как они с друзьями ходили в кино, смотрели военные фильмы и не понимали, что такое настоящая война.
Никольская рассказывает всего про один месяц — декабрь — самый страшный, положивший начало изматывающему голоду, многочасовым очередям на сковывающем морозе. К этому времени все уже привыкли к блокаде, но еще не до конца осознали, как долго это будет длиться, и что еды будет становиться всё меньше и меньше. И что парное молоко и свежеиспеченный хлеб бывают только в сытных снах, а не во мраке промерзших комнат. Вы когда-нибудь ели земляное повидло или студень из столярного клея? Теперь это новые ленинградские деликатесы.
Автор говорит о буднях города-фронта без иллюзий: никуда не пропали воры, пьяницы, отцы, объедающие своих детей, забирающие последние крошки влажного и липкого хлеба. Но даже в этой беспросветной темноте бывают моменты искреннего счастья и надежды. Ведь должна же война когда-то кончиться?
Блокада Ленинграда – одна из самых трагических страниц в истории человеческой цивилизации. Такого примера высокой стойкости духа, мужества, трагических последствий не знала человеческая история – и это есть в книге. Школьница в 16 лет в душевном порыве написала мемуары о том, как в 7 лет оказалась в адском хаосе войны, в страхе и боли, в ужасе, голоде, холоде блокады Ленинграда, а затем в Сталинграде; написала о том, как война калечит тела и души побеждённых и победителей. Прочитайте! Еще долго будет трудиться душа!
Автор двенадцатилетним мальчиком пережил много месяцев в трагической и героической блокаде Ленинграда. Книга рассказывает о тяжелых и страшных воспоминаниях, о борьбе ленинградцев и их детей, оставшихся в городе, об их невыносимых страданиях от голода и холода. Но эта книга и о невероятном мужестве и стойкости ребят, не струсивших под бомбёжками и обстрелами, а тушивших зажигательные бомбы на чердаках, помогавших женщинам и старикам и работавших на заводах наравне со взрослыми… Они быстро повзрослели и стремились сделать всё, даже невозможное, для помощи городу, в котором ленинградцы умирали, но не сдавались. И в победе над фашистами была и их заслуга. Герои повести, – дети блокадного Ленинграда, Витя Стогов и его друзья, – тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков-диверсантов, помогали людям выстоять.
Все события, происходящие в книге, написаны от имени главной героини – семилетней девочки Лены. Это автобиографичная повесть, по своему содержанию очень похожа на дневник, отчего все кажется еще более реальным. День за днем описывает Лена дни блокады. Ей, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится узнать, «как выглядит война взаправдашняя»: что такое воздушная тревога и как тушить «зажигалку», каким бывает настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень – из столярного клея. Она приобретает блокадный опыт – как сберечь силы, как собрать волю в кулак и не съесть свой кусочек хлеба уже утром, как научиться терпеть постоянное чувство голода. Но это трудно, очень трудно, и не всегда это получается. «Хлеб той зимы» – это и слепок времени, и во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях, и пронзительная история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город.
Рассказы о блокадном Ленинграде, дополненные фотографиями, картами и рисунками. Это одна из немногих книг, которая подходит для чтения и младшим, и старшим школьникам.
Книга посвящена легендарной Дороге жизни, выкормившей обреченных жителей Ленинграда. В книге нет вымышленных персонажей или придуманных диалогов, она документальна. Страница за страницей автор рассказывает, как жил блокадный Ленинград, чем были заняты люди, как прокладывали «дорогу жизни», возили по ней хлеб и пытались спасти людей, как на заводах работали школьники и школьницы, а уроки проводили в бомбоубежищах. Некоторые рассказы повествуют об отдельных людях, проявивших незаурядные мужество и героизм, – о шкипере Антошихине, военных шофёрах Макове и Петухове, военном фельдшере Ольге Писаренко. Очень осторожно рассказывается о смертях от голода, холода, снарядов. Ценность этой книги – в картах, фотографиях и иллюстрациях. Они позволяют самостоятельно разобраться, как выстраивалась линия фронта около Ленинграда, мысленно перевезти муку по дороге жизни – сначала на речных пароходах по Волхову, затем на барже по Ладоге; увидеть маленький маневровый паровозик «Кукушка», транспортировавший провизию внутри блокированного города. Навсегда застыли на фото ополченцы, уходящие на фронт, ученики, решающие задачи в бомбоубежище, грузовики с продовольствием, едущие по Дороге жизни…
Блокада Ленинграда… Юная Катя берёт под свою опеку трёхлетнего мальчика, спасая его от смерти. И благодаря этому сама обретает силы жить дальше. Повесть Тамары Сергеевны Цинберг рассказывает удивительно светлую и честную историю о незаметных ежедневных подвигах ленинградцев и о том, что же означала храбрость отдельного человека.
В проникновенных, тонко созвучных тексту иллюстрациях Елены Жуковской читатели увидят суровую и волевую Катю – девочку с добрым сердцем и чистой душой; маленького, хрупкого Митю и прекрасный, несломленный город. Маленькие, осиротевшие дети в большом, холодном городе пытаются выжить, как и миллионы других жителей блокадного Ленинграда. Война испытывает каждого по-своему. Книга — о любви, о человечности, о сострадании.
Это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осаждённом городе. Это история о возвращении домой, о людях – хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.
Писатель лишь пунктиром обозначает самые тяжелые для чтения и восприятия стороны блокады – голод, смерть, страх, показывая, в чем было спасение Ленинграда. Он показывает людей в самых страшных обстоятельствах, даже встречаясь с жаждой наживы, подлостью, герои остаются людьми.
Переизданная «Кукла» Черкашина с иллюстрациями Г. А. В. Траугот стала одной из самых обсуждаемых книг 2014 года. Сам Александр Траугот говорит, что это одна из его любимых книг. Он пережил с семьей блокаду, и в рисунках его к этому небольшому рассказу очень много понятной детям правды. Тонкой. Пронзительной. Благодаря чему история воспринимается глубоко и близко. Иллюстрации помогают пережить эту историю так, как будто это происходит с тобой и твоими родными. Тяжёлый, но, как нам кажется, нужный опыт как для детей, так и для родителей.
Здесь нет кровавых сцен и жестокости, а рассказ о войне – это история про семью, которая эвакуировалась из блокадного Ленинграда. Бабушка и дедушка главной героини погибают в городе в самое трудное время, а сама девочка и мама, уехавшие в эвакуацию, узнают о смерти близких только после возвращения в уже неродной дом. Однажды девочка видит в витрине комиссионного магазина свою куклу Машу, которую ей когда-то подарил дедушка. Она приходит с ней разговаривать, но так и не получает обратно. Как невозможно вернуть всё, что было до войны.
В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть войны легла на плечи не только взрослых, но и детей. Перед вами искренний и волнующий рассказ о девочке Тане, переживающей блокаду Ленинграда.
Благодаря её дневнику ребята узнают о драматических событиях, происходящих в те нелёгкие времена. О голоде, из-за которого страдает семья девочки, о потере близких и родных. Но всегда существует дружба, которая может связывать людей, живущих в разное время. С такой удивительной дружбой читатели и познакомятся, прочитав этот замечательный рассказ. Книга проиллюстрирована выразительными рисунками блестящего мастера книжной графики Светозара Александровича Острова.
«Ленинградские сказки» Юлии Яковлевой стали ярким словом новой детской литературы: не случайно «Дети ворона», первая книга эпопеи, в 2016 году внесена в список «Белые вороны» Международной мюнхенской библиотеки, а в 2017, на только что открывшейся книжной ярмарке в Болонье, получила премию In Other Words фонда BookTrust – самой большой благотворительной организации Великобритании, занимающейся вопросами детского чтения.
Ленинград в блокаде. Дом, где жили оставшиеся без родителей Таня, Шурка и Бобка, разбомбили. Хорошо, что у тёти Веры есть ключ к другой квартире. Но зима надвигается, и живот почему-то всё время болит, новые соседи исчезают один за другим, тёти Веры всё нет и нет, а тут еще Таня потеряла хлебные карточки… Выстывший пустеющий город словно охотится на тех, кто ещё жив, и оживают те, кого не назовёшь живым. Пытаясь спастись, дети попадают в Туонелу – мир, где время остановилось и действуют иные законы. Чтобы выбраться оттуда, Тане, Шурке и даже маленькому Бобке придется сделать выбор – иначе их настигнет серый человек в скрипучей телеге.
Перед вами вторая из пяти книг цикла «Ленинградские сказки». Первая книга, «Дети ворона», была названа главным событием 2016 года в подростковой литературе, вошла в шорт-лист литературной премии «Ясная Поляна» и попала в международный список «Белые вороны» – среди лучших 200 книг из 60 стран.
Вырвавшиеся из блокадного Ленинграда Шурка, Бобка и Таня снова разлучены, но живы и точно знают это – они уже научились чувствовать, как бьются сердца близких за сотни километров от них. Война же в слепом своём безумии не щадит никого: ни взрослых, ни маленьких, ни тех, кто на передовой, ни тех, кто за Уралом, ни кошек, ни лошадей, ни деревья, ни птиц. С этой глупой войной всё ужасно запуталось, и теперь, чтобы её прогнать, пора браться за самое действенное оружие – раз люди и бомбы могут так мало, самое время пустить сказочный заговор.
«Жуки не плачут» – третья из пяти книг цикла «Ленинградские сказки».