«Многоликий Достоевский. 200 лет спустя…»
11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения классика мировой литературы, «исследователя русской души», публициста и философа Федора Михайловича Достоевского. Писателя, которого одни боготворят, а другие называют сумасшедшим. Но все согласятся с тем, что его тексты уже более 150 лет будоражат умы и сердца людей по всему миру. За два века интерес к творчеству гения не только не ослабевает, а напротив, усиливается. По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире.
Фёдора Михайловича Достоевского знают во всём мире – его произведения включены в список литературы, изучаемой в средней школе, в университетах, книги читают студенты-лингвисты и театралы в разных странах, по ним ставят спектакли, снимают фильмы. Глубокая драматургия, классический язык и знакомство читателя с разными слоями населения XIX века, их бытом и традициями – за эти качества ценятся романы, пьесы и повести великого русского прозаика.
Это целый мир восторженной душевности, интеллектуального ума, просветленности и отчаяния. Произведения посвящены вечным вопросам мироздания и не выходят за временные рамки истории. Мимо Достоевского в XX веке не прошел никто. Его книги читали по-разному: с благоговейным трепетом и с отвращением, писателя воспринимали как реалиста и как мистика, осмысляли, исследовали, интерпретировали. Мир после Достоевского воспринимался как мир Достоевского, люди стали персонажами его произведений. Писать после него стало невероятно трудно, зачастую невозможно. Ведь Ф.М. Достоевский не просто «властитель дум», он еще и писатель-пророк. «По роду своей деятельности принадлежа к художникам-романистам и уступая некоторым из них в том или другом отношении, Достоевский имеет перед ними всеми то главное преимущество, что видит не только вокруг себя, но и впереди себя…» — сказал Владимир Соловьев через год после смерти писателя.
Творчество Ф.М. Достоевского много лет вызывало споры и поклонение, недоумение и трепет. Но чем дальше, тем отчетливее прояснялся для читателей масштаб пророчеств гениального писателя.
Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку «Многоликий Достоевский. 200 лет спустя…», составленную из произведений Ф.М. Достоевского.
Бедные люди (1844-1845 гг.)
Первым произведением Достоевского был роман в письмах «Бедные люди» — это описание жизни в письмах Макара Алексеевича Девушкина и сироты, юной девушки Варвары Алексеевны Доброселовой. Они ведают друг другу о течении жизни, из отдельных писем можно сложить сюжеты. Под «бедными» следует понимать не материальное положение, а душевную пустоту персонажей, трагичность их судьбы и случившихся несчастий. Герои позаимствованы у европейских писателей, молодой Достоевский использовал и основу сюжета, преобразовав её и адаптировав под конкретную историю. Критики высоко оценили первое произведение Фёдора Михайловича за глубину и новаторский подход, определивший основу ранее не существующего жанра написания «натуральная школа». «Бедные люди», по мнению критика Плетнёва, близки по духу к произведениям Н. В. Гоголя.
Белые ночи (1948 г.)
Одна из первых лирических повестей молодого Достоевского «Белые ночи» переносит читателя в Санкт-Петербург, любимый город писателя. Мечтатель, главный герой, знакомится с красавицей Настенькой, между ними возникает крепкая дружба: встречи, прогулки, разговоры по душам, во время которых девушка делится с новым другом своими чувствами к постояльцу комнаты в квартире бабушки. Он обещал через год вернуться к юной особе, но она так и не дождалась его в положенный срок. Мечтатель, сам не заметив того, влюбляется в Настю и вызывается ей помочь разыскать того постояльца. Произведение изначально было посвящено другу Достоевского Алексею Плещееву. Через 12 лет, в 1860 году, Фёдор Михайлович вернулся к редакции «Белых ночей» и значительно переработал произведение, добавив в него пушкинского романтизма и одновременно жёсткости главному герою, преобразовав его монологи.
Неточка Незванова (1849 г.)
Недописанный роман, превращённый Достоевским в повесть, «Неточка Незванова». Внезапно оставшаяся в сиротках восьмилетняя девочка попадает на воспитание к чужим людям, проявившим сочувствие брошенной на улице девочке, в дом мечты с красными занавесками, который видела из окна родного дома. Жизнь протекает как по маслу – Александра Михайловна всеми силами старается заменить героине мать. Всё заканчивается, когда Неточка находит письмо, адресованное названой матушке, от давнего поклонника. Муж, узнав об этом, начинает тиранить жену, за что юная героиня возненавидит его и в порыве ссоры намеревается уйти из дома. Самая пронзительная и душевная история Фёдора Михайловича полна психологической силы и глубины, которую приходится переживать Неточке, эмансипированному персонажу, не раз впоследствии используемому в произведениях автора под другими именами (Дуня Раскольникова, Наташа Ихменёва и т. д.). Писатель поднял горячие для XIX века проблемы – низкое положение женщины в обществе и семье, показал попытку девушки вырваться из лап домашней тирании в самостоятельную независимую жизнь.
Записки из Мёртвого дома (1860-1861 гг.)
Повесть «Записки из мёртвого дома» — это описание жизни героя в тюремной каторге от первого лица. Читатель знакомится со всеми тяготами ссыльных XIX века, переданными в виде отдельных зарисовок без соединения в единый сюжет. Достоевский передаёт и быт, и эмоции, и чувства заключённых – самого героя и его «товарищей по несчастью». Произведение основано на реальном опыте Достоевского, бывавшего в ссылке, поэтому в достоверности событий не нужно сомневаться. «Мёртвый дом» — это тюрьма в Сибири, прототипом которой стал Омский острог, где автор отбывал 4 года по делу о петрашевцах. Дворянин А. П. Горянчиков, главный герой повести, отбыв свой срок в тюрьме, рвёт все связи с родными и остаётся в Сибири, ведёт замкнутый образ жизни, а на жизнь зарабатывает частными уроками. Чтения и зарисовки о каторге становятся единственным развлечением бывшего узника. Он рассказывает, как тяжело ему было привыкнуть к крестьянскому окружению, как он знакомился с бытом в тюрьме, с нравами заключённых и их межличностными отношениями. Герой попал под второй разряд на службу в крепость в отдел отбытия преступников по особо тяжким делам (обвинён в убийстве жены на 10 лет), где арестанты несут службу под контролем военных. Повесть «Записки из Мёртвого дома» носит документальный характер. Из неё можно узнать о жизни заключённых во второй половине XIX века, об их мечтах, развлечениях и т. д. В письмах Ф. М. Достоевский признаётся брату: «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров… На целые тома достанет».
Униженные и оскорбленные (1861 г.)
В середине XIX века наблюдался подъём общественной жизни русских людей, в это же время Фёдор Михайлович работает над созданием романа «Униженные и оскорблённые» — его публикация на тот момент была знаковой. В произведении выделена проблема расслоения общества на примере семьи князя Валковского, циничного философа и прототипа для сознания более поздних героев Достоевского (Раскольникова, Свидригайлова и других) и бедных людей, воплощённых семьёй помещика Ихменёва. Так называемые высшие и низшие слои, несмотря на кажущуюся отдалённость, неизбежно взаимодействуют, а решение детей семейств связать свои судьбы без благословения родителей вообще кажется невозможным для того времени. Кроме социального расслоения Фёдор Михайлович показывает проблему эгоизма, слепого и гордого, которую демонстрирует Валковский. Достоевский работал над романом сразу после возвращения из ссылки, продлившейся несколько лет. Возможно, это сказалось на качестве произведения – «Униженные и оскорблённые» написаны особенно интересно и разнопланово, как умеет это делать русский классик пера.
Записки из подполья (1864 г.)
Следующий в рейтинге роман «Записки из подполья» написан от первого лица коллежского ассессора (судьи, чиновника), излагающего на бумагу свою исповедь. Превосходя своё положение, проявляя мужество, он обращается к своей Душе и совести, ведь его политическая и социальная деятельность не вторит нормам нравственности даже того времени. Герой постоянно испытывает чувство вины за свою неспособность навести порядок во вверенной ему действительности. «Подполье» — это аллегория, оно воплощает попытку героя психологически закрыться от окружающего мира в полном презрении людей. Здесь-то и происходит постановка вопросов о предназначении человека параллельно с отрицанием добра, научного прогресса и всего, что происходит позитивное в мире. Предшествует всему представление ранних лет чиновника, где прослеживаются зародыши будущих страхов и душевных метаний. Фёдор Михайлович романом «Записки из подполья» положил начало экзистенциализму в мировой литературе – в этом направлении работали писатели до середины XX века. Однажды Ницше признался, что Достоевский стал единственным психологом, у которого немецкий мыслитель смог хоть чему-то научиться.
Преступление и наказание (1866 г.)
Кто не знает о Родионе Раскольникове? Роман «Преступление и наказание» входит в программу изучения школьниками старших классов не просто так: в произведении затрагивается проблема нравственности, автор составил настоящий психологический триллер, наглядно показывающий последствия необдуманных (или обдуманных?) поступков молодых людей. Раскольников оказывается в тисках судьбы после убийства старухи-процентщицы, автор направляет героя в исследование совести, погружает в веру, призывает к совести, пробуждает в Родионе ответственность и необходимость в искуплении греха. Подробности описания внутренних переживаний героя наталкивают на мысль, что сам Достоевский совершил преступление, иначе, откуда такая гамма чувств? Произведение непростое для восприятия, тем не менее, школьники России знакомятся с ним, в других странах роман предлагают студентам старшего возраста с более окрепшим умом. Однако люди, читающие «Преступление и наказание» в разные годы, смотрят на сюжет по-своему, с точки зрения приобретенного опыта, и оценивают происходящее уже по-другому. Родион Раскольников во всём мире стал нарицательным персонажем.
Игрок (1866 г.)
Очень интересна история создания романа «Игрок». Как известно, сам Достоевский был заядлым игроком. Однажды в Висбадене он проиграл все свои деньги, и, чтобы восполнить недостаток средств, заключил с одним издательством контракт на написание романа в нереально короткие сроки – 26 дней. Чтобы успеть в заданное время, Фёдору Михайловичу пришлось нанять стенографистку, которой он надиктовывал во многом автобиографичный роман. Стенографисткой оказалась Анна Сниткина, впоследствии ставшая женой и вдохновительницей гения. Достоевский посвящает роман азартным играм и их влиянию на сознание и жизнь человека, который проигрывает всё своё состояние. Проблема – деньги становятся самоцелью. Алексей Иванович в путешествии по Германии с семьёй отставного капитана служит преподавателем детей семейства. У него просыпаются тёплые чувства к неродной генеральской дочери Полине, но та не отвечает Алексею взаимностью, предмет её симпатий – французский маркиз. Семья генерала живёт в ожидании смерти бабушки, которая должна оставить огромное состояние в наследство. Однако старушке становится лучше, жизни более ничто не угрожает, и она приезжает в немецкий городок, где происходит действие, там же и проигрывает в рулетку немалую часть состояния. Узнав об этом, Алексей выигрывает для Полины крупную сумму, но она не принимает деньги из гордости. Азарт затягивает, и теперь Алексей Иванович становится игроком, ставящим идею выигрыша денег на первое место. Через время главный герой узнаёт, что его любимая на самом деле испытывала к нему взаимные чувства…
Идиот (1867-1869 гг.)
Всем известный роман «Идиот», главный герой которого князь Мышкин стал одним из любимых персонажей Фёдора Михайловича. Почему? Возможно, дело в тонкой душевной организации Мышкина, его честности и открытости, которую окружающие воспринимают как что-то ненормальное, от чего герой и получает не самое приятное прозвище, подобное психической болезни. Она, кстати, с ним действительно однажды случилась… Идея романа родилась, когда Фёдор Михайлович был за границей. Работа над произведением длилась 2 года. Достоевский хотел показать главного персонажа как чистоту, даже детскую наивность, потерянную обществом, но постепенно смывающую налёт злости и алчности с действующих лиц. Чувствительность к окружающим, их горю, умение сострадать и сохранять собственный баланс – всё это умеет только действительно искренний человек, воплощённый в Мышкине. Однако другие персонажи тоже прописаны автором невероятно тонко, да так, что забыть их просто невозможно – образы прочно закрепляются в памяти и перепутать их в ходе прочтения четырёх книг, составляющих роман, невозможно. Многие современные читатели в России и других странах после знакомства с романом оборачиваются на собственную жизнь и часто меняют те черты своего характера, которые нарочито выделились в сознании через отражение действующих героев.
Бесы (1870-1872 гг.)
Один из самых сложных и тяжёлых роман «Бесы» создан на основе реальных событий: в 70-е годы XIX века революционеры одного из множества кружков решают покончить с бывшим единомышленником, решившим отойти от дел. Много политики, вплетение завуалированных известных деятелей и мыслителей того времени, предчувствие разложения интеллигентного общества на террористические и радикальные группировки характеризуют роман и самого Достоевского как провидца предстоящих через десятилетия событий. «Одно отрицание, без всякого великодушия и безо всякой силы» — эта фраза одного из героев Николая Ставрогина как нельзя лучше описывает суть романа «Бесы». Толчком к написанию политического романа стало убийство студента, организованное революционно-террористической группой под предводительством Сергея Нечаева. Этот студент стал прототипом книжного революционера, поменявшего вектор и задумавшего «сдать» всю компанию. Событие было столь резонансным, абсурдным и жестоким для тех времён, что Достоевский счёл необходимым обратить на это внимание читателей. По словам Фёдора Михайловича из письма, адресованного критику и философу Николаю Страхову, роман «Бесы» — это попытка донести несколько мыслей насчёт зарождающихся революционных течений, и от этого пострадала художественность изложения. И правда, читать его не так просто, в частности из-за усложнения сюжета из-за полемики героев-идеологов.
Подросток (1875 г.)
Роман «Подросток» — ещё одна история человека в записках. Главный герой – молодой девятнадцатилетний человек Аркадий Долгорукий, возомнивший себя великим грешником. Им движет алчность, жадность, разврат – формирование личности происходит вне традиционных психологических и духовных рамок. Такое развитие происходит на фоне сложных отношений его родителей, особняком стоит проблема отцов и детей – именно из неё зачастую вытекают сложности формирования личности ребёнка. Аркадий мечется в собственных противоречиях. Достоевский одновременно с развитием показывает начало разрушения личности в столь юном возрасте, провоцируемое внешними обстоятельствами и неспособностью еще неокрепшей психики сопротивляться им. Ещё один вопрос, поднимаемый автором, остаётся ли шанс на рост личности после 19 лет, тоже частично освещён в произведении.
Братья Карамазовы (1879-1880 гг.)
Одно из последних произведений Фёдора Михайловича «Братья Карамазовы» завершает обзор популярных произведений русского классика, освещает вопросы морали, свободы, отношения с Богом. Критики называют роман вершиной творчества Достоевского: он оказал существенное влияние на мировую и особенно российскую культуру, литературу и философию. В произведении, над которым автор работал 2 года, есть ноты триллера, детектива, много психологических приёмов и анализа поведения героев, коих в романе множество. Основная идея – определить тайны человеческой души и суть существования каждого в этом мире. В центре сюжета истории семьи Карамазовых – они в процессе развития действия на собственном примере показывают, какими могут быть ответы на главные поставленные вопросы, актуальные и в нашем современном мире. Взаимоотношения персонажей непростые, но отчётливо прослеживается прочная духовная связь всех членов рода. Достоевскому удаётся показать читателю две стороны человеческой души – божественное и дьявольское начало. «Братья Карамазовы» — это роман в четырёх частях. По прочтению произведения у каждого останется собственное послевкусие: кто-то не согласится с видением автора, кому-то оно импонирует. Вероятно, по этой причине книга по сей день востребована и активно обсуждается художественными деятелями, студентами и другими обществами в разных странах.
Десятки произведений, созданных Ф. М. Достоевским за его долгую творческую жизнь, принесли ему заслуженную всемирную славу. Они знакомы каждому образованному человеку, вошли в золотой фонд русской классической литературы. Многие из них хранят до сих пор не разгаданные загадки, вызывающие споры исследователей и вдумчивых читателей. Они дают возможность каждому из них выяснить много интересного о внутреннем мире персонажей и о самом себе.
Любите Достоевского…Читайте Достоевского…